Словарь терминов и определений ..

Опубликовано: 2788 дней назад (12 ноября 2014)
Блог: Разное
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Здесь буду выкладывать термины и определения ножевой и около ножевой тематики по алфавиту сначала русские названия потом ангийские и тд ..большая ко всем просьба - в теме НИЧЕГО не писать ..спасибо говорить можно в личку 8))) если у кого будут дополнения - тоже в личку чтоб я мог дополнить в алфавитном порядке ..
Какого человека в футболе перестали упоминать, забыли | Что скажите про нож, и про фирму?
Артем Дорох # 28 ноября 2014 в 20:10
Айкути — японское колюще-режущее коротко- или среднеклинковое оружие со слегка изогнутым
однолезвийным клинком и рукоятью без ограничителя.
Бебут — кавказский кинжал с изогнутым обоюдоострым клинком и прямой симметричной рукоятью
без гарды.
Воронение — химический и (или) термический процесс для придания изделию защитных и декоративных
свойств.
Всечка — техника художественной отделки металлических деталей, когда в отгравированные
молоточными резцами и подготовленные для всечки зубилъцами и (или) кернами канавки набивается
проволока, либо цельный элемент, с последующим выравниванием (зачисткой) ее (его) с основным
фоном.
Гайка рукояти — гайка, навинчивающаяся на конец хвостовика, проходящего через черен и навер-
шие, предназначенная для фиксации черена рукояти на хвостовике.
Гарда — конструкция, монтируемая на рукояти или рукояти и клинке, служащая для защиты кисти
руки и отражения ударов холодного оружия противника.
Голомень — боковая сторона у одно- или двулезвийного клинка.
Грань — одна из плоских частей голомени двулезвийного клинка при наличии на ней ребра.
Гравировка — техника художественной обработки металла, когда на поверхности металла с помощью
специального инструмента — молоточных резцов и (или) штихелей гравируются орнаменты,
248
Рис. 5.49. Эскиз охотничьего ножа в ножнах с обозначением названий отдельных его деталей
охотничьи или жанровые сцены и т.д. Гравировку различают плоскостную (двумерную) и обронную
(трехмерную).
Дага — европейский кинжал с усиленной гардой.
Дамаск — композиционная сталь, с красивым волнистым, узорчатым рисунком.
Дамасскаж — имитация дамасской стали методом химического травления.
Дол — продольное углубление на голомени клинка, предназначенное для усиления его жесткости
и общего облегчения холодного оружия.
Зернь (грануляция) — ювелирная техника, напаиваемые на поверхность металла мелкие золотые
или серебряные шарики.
Золочение (пасечной фон, таушировка) — техника декоративной отделки металлических деталей,
когда на углубленной части фона (со специально сделанным замком) набивается и расчеканивается
золотая проволока небольшого диаметра.
Инкрустация — врезание в поверхность из дерева, это основной материал для такой декоративной
отделки (ранее еще применялась кость), вставок из других материалов (металла, дерева,
перламутра). В кость инкрустировался только металл.
Канфарение — техника декоративной обработки металлических (деревянных) поверхностей, нанесение
мелких углублений матуаром (или чеканом с острым бойком).
Кинжал — колюще-рубящее или колюще-режущее коротко — или среднеклинковое оружие с прямым
или изогнутым двулезвийным клинком и симметричной рукоятью.
Кольцо гарды — часть гарды, крепящаяся на внутренней стороне крестовины и служащая для защиты
большого пальца руки и улучшения фиксации рукояти в руке.
Клинок — боевая часть клинкового оружия, не закрытая рукоятью часть полосы прямой или
изогнутой формы, функционально предназначенная для нанесения ударов и отражения ударов противника.
Крестовина — часть гарды в виде поперечины, монтируемая между клинком и рукоятью.
Крюк ножен — изогнутая деталь на устье ножен, служащая для подвески ножен.
Лезвие — затачиваемая узкая кромка клинка, предназначенная для нанесения рубящих или режущих
ударов.
Литье — чаще всего применяется литье по выплавляемым моделям. Необходимая форма детали
лепится из воска (пластилина), формуется специальным способом, из формы выплавляется (выжаривается)
воск и заливается расплавленный металл. Модель для литья также может быть сделана из
любого другого твердого материала (металла, дерева, пластмассы и т.д.).
Навершие (резке — затыльник, головка) — верхняя часть рукояти (в виде шара, колпачка и т.д.).
Наконечник — металлический колпачок, охватывающий нижний глухой конец ножен и служащий
для их скрепления и предохранения от механических повреждений.
Артем Дорох # 29 ноября 2014 в 00:26
японская классификация ножей - честно (с)виснуто с найфлайф
«Хонияки» (Honyaki) - ножи высшего качества, изготовленные из высококачественных сортов стали, по тем же технологиям, что и легендарные самурайские мечи. Как правило, речь идет об использовании стали типа Аогами или Широгами. Клинки ножей этого класса имеют финишную закалку на твердость 64 – 66 HRC единиц. Трудоемкость производства этих ножей очень высока. Для освоения технологии производства ножей этого класса Мастер очень длительное время постигает все тонкости искусства ковки и термообработки, под руководством сенсэя, имеющего высокую репутацию в своем деле. При этом необходимо отметить, что финишную заточку и полировку такого ножа выполняет совсем другой Мастер, поскольку правильная заточка такого произведения искусства, требует настолько высокой квалификации и личного профессионального мастерства, которое недоступно для большинства кузнецов (это не их профиль). Как правило, даже рукояти таких ножей, так же изготавливаются на заказ другим мастером и из избранных материалов. Минимальная стоимость такого ножа начинается, как правило, от тысячи долларов и выше. Хонияки имеют наивысшую продолжительность остроты ножа. Иногда для продолжительности остроты употребляется японский термин Kirenaga, что не совсем верно. В общем случае этим термином обозначают очень тонкий край режущей кромки (в русском сегменте инета это практически эквивалентно термину микро подвод), что в принципе можно трактовать и как продолжительность остроты, если понимать под этим стойкость указанной части режущей кромки.
Ножи класса хонияки могут имеють зональную закалку клинка, то есть, твердость режущей кромки клинка выше твердости его обуха и в этом случае, такие ножи относятся к классу мизу-хонияки. При этом граница раздела этих двух зон имеет неравномерный характер, и отчетливо видна в виде яркой светлой линии (при надлежащей финишной полировке). Эта линия называется хамон. Хамон - линия узора на клинке, возникающая после его зонной закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле на границе раздела зон мелкозернистых кристаллических структур (линия состоит из мелких кристаллов мартенсита с примесью троостита, т.е. невидимых оптическим образом мелких частиц феррита и частиц цементита).
Неравномерная ширина и зигзагообразная форма хамона не является каким то дефектом, а делается специально, чтобы существенно уменьшить вредные термические деформации клинка. Зонная закалка обеспечивает клинку дополнительную прочность.
Тем не менее, поскольку режущая кромка ножей такого класса имеет высокую твердость, то она довольно хрупка и легко выкрашивается, если нож использовать неправильно (скажем, как это делают в Европе). Кроме того, увеличение твердости делает заточку ножа достаточно трудной задачей. Если вы не профессиональный повар и не фанат ножей, то тратиться на ножи этого класса вам явно не стоит. Более того, даже если вы профессиональный повар, но блюда восточной кухни вас не интересуют, то и в этом случае эти ножи лучше обойти стороной. В процессе эксплуатации такие ножи имеют свойство ржаветь, дают металлический привкус и требуют высокой культуры обращения с ножом (включая тщательный уход и особую технику реза). Оно вам надо?
Хонкасуми (honkasumi) как и касуми (kasumi) это ножи, изготовленные из ламинатных сталей. В японской классификации клинки таких ножей еще имеют название Awase (авасэ). Буквально это можно перевести как «одетый нож». Причем сама авасэ имеет три типа: Сан-Май (San-Mai), Варикоми (Warikomi) и Ни-Май (Ni-Mai). Авасэ Сан-Май представляет собой обкладки с двух сторон, но со стороны обуха ножа обкладка отсутствует. Варикоми имеет обкладки как с обеих сторон, так и со стороны обуха ножа. Ни-Май имеет обкладки только с одной стороны плоскости клинка и со стороны обуха ножа.
Ножи касуми создаются кузнечной сваркой обкладок из мягкого железа, с листом твердой стали. После всех кузнечных операций твердая сталь оказывается на режущей кромке, а мягкое железо – в соответствием с типом авасэ, создавая своеобразную обкладку для твердой сердцевины нож
Артем Дорох # 29 ноября 2014 в 00:52
сердцевины ножа. Эта конструкция, прежде всего, используется для уменьшения стоимости ножа (за счет меньшего расхода дорогостоящей твердой стали). Кроме этого, она повышает гибкость клинка и несколько упрощает его заточку. Стойкость Kirenaga для касуми много короче чем у хонияки. Сам термин «kasumi» можно перевести как «туман над водой». В данном случае этот термин весьма поэтично описывает туманную чистоту мягкого железа обкладки (jigane), над сверкающей глянцевой поверхностью «воды» режущей кромки, изготовленной из твердой стали (hagane). Причем речь идет о линии «тумана», которая является частью подвода, сформированного на слое обкладки. Для того, чтобы выявить линию касуми, требуются специальные навыки при финишной заточке (полировке). При неумелой технике заточки можно запросто заполировать линию касуми, и она станет невидна.
Хонкасуми (honkasumi) - это касуми более высокого класса, по отношению к касуми. Клинок хонкасуми состоит из многослойных (а не однослойных как на касуми) обкладок, а на режущей кромке используется (как правило, но не обязательно) сталь Аогами или Широгами. По технологии хонкасуми очень часто изготавливаются ножи, где в качестве твердой стали, используются дорогие, порошковые стали. Многослойные обкладки делают из нержавеющей стали или из имитаторов дамаска (о «дамасской стали» см. краткую справку ниже).
В описании обкладок встречается тип Kitaeji, который дает рисунок очень похожий на дамаск. Kitaeji представляет собой смесь из слоев твердой, углеродистой стали, и слоев очень мягкой стали. Дамасский рисунок на клинках, изготовленных по данной технологии, имеет свойство проявляться как в виде темных узоров на дымчатом фоне, так и в виде светлых узоров на дымчатом фоне. Shigefusa утверждает, что технология Kitaeji, позволяет существенно снизить остаточные термические напряжения металла, и обеспечить долговременную стабильность геометрии клинка. Кроме этого, такая технология облегчает заточку.
Отметим, что сравнивать ножи класса касуми и хонкасуми допустимо, если их сделал один мастер. Как правило, касуми одного мастера может быть лучше хонкасуми другого мастера. Ввиду использования более высококачественных сталей и более сложных способов производства класс ножей хонкасуми имеет более высокую цену и более высокое качество по сравнению с классом ножей касуми. Стойкость Kirenaga этих ножей дольше, чем касуми но меньше хонияки.
Касумитоги (kasumitogi) – изготавливают из моно стали, методом ручной ковки с последующей специальной закалкой и полировкой, что позволяет сформировать линию касуми на лезвии ножа. Ножи этого класса часто подделывают, поскольку линию касуми можно достаточно легко сымитировать химическим травлением.
Татсутоги (tatsutogi) – это ножи сделанные из моно стали (как правило, нержавеющей), при этом не следует считать, что такие ножи обладают откровенно низким качеством. Прямой и однозначной связи класса ножа с его потребительскими качествами не прослеживается (хотя в рамках одного производителя такая связь, несомненно, есть). Ярким тому примером могут быть ножи Kanetsugu ProM/ProS (несомненно, относящиеся к классу татсутоги), которые по сумме своих потребительских качеств могут дать фору многим ножам класса хонкасуми/касуми, а то и некоторым хонияки. Вот где прослеживается боле менее явная зависимость от класса, так это в стойкости Kirenaga. Ну и в цене ножа, естественно.
Артем Дорох # 29 ноября 2014 в 14:49
Краткая справка про «дамасскую сталь». При упоминании «дамасской стали» в умах массового читателя возникают ассоциации с овеянными легендами и мифами древними мечами и кинжалами. Мечами, которые обладали феноменальной твердостью, легендарной остротой и не менее легендарной упругостью клинка. Справедливости ради следует сразу сказать, что сталь этих клинков имеет к Дамаску (как местности в Сирии) такое же отношение, как паравоз к луноходу. Начнем с того, что Дамаск никогда не имел дела с металлургическим производством, и сталь, как таковую никогда не производил. Зато в Дамаске был самый крупный в древнем мире базар. Вот туда и привозили свою сталь древние мастера из Индии. Именно клинки из этой стали и являются теми самыми «дамасскими» клинками. На Руси эта сталь еще издревле была известна как литой булат. В мире ее еще называют персидско-индийская тиглевая сталь с высоким содержанием углерода (до 2 %). Это моно сталь, химический состав которой хорошо известен. Да только что толку, химический состав алмаза тоже ясен, только получить из графита алмаз, не каждому дано. Правда в случае с алмазом дело обстоит проще, тут известны нау-хау. В случае с дамасской сталью все как раз наоборот: как получить нужную структуру металла никто не знает. Хитрые индийцы так свирепо хранили свои секреты производства, что около 400 лет назад секрет производства легендарной стали, был безвозвратно утрачен.
Воссоздать легенду кто только и когда только не пытался. Ближе всего к цели удалось приблизиться русскому горному инженеру, начальнику Златоустовских заводов генерал-майору Павлу Петровичу Аносову. В отчётах П.П.Аносова описываются и воспроизведённые им способы получения классической кованой дамасской стали. При этом, по из-вестным историческим причинам, опять были утеряны необходимые нау-хау воспроизведенного производства, со всеми отсюда вытекающими.
Многие современные стали превосходят дамасскую сталь по твёрдости, многие — по износостойкости. Но ни одна не превосходит по совокупности параметров: таких как упругость, хрупкость, способность затачиваться до бритвенной остроты и долго ее держать, сопротивление коррозии, ковкость и т. д.
Тем не менее, в современном мире, без особого афиширования данного факта, под термином «дамасская сталь» уже давно фигурирует не та самая легенда из книжек и фильмов, а вполне определенная категория сталей, имеющая мало общего с легендой. Вот что на эту тему можно прочитать в Википендии: Дамаск (дамасская сталь) — вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров, получаемых различными способами. Различается два рода стали, которые именуются общим термином «дамаск»: сварочный дамаск (производится многократной перековкой стального пакета, состоящего из сталей с различным содержанием углерода) и рафинированные стали. Тиглевый булат (он же вуц, англ. wootz, он же исторически аутентичная дамасская сталь, прим. мое), где узоры появляются за счёт образования крупных карбидов как результат высокого содержания углерода и методов медленного охлаждения, к (современным - прим. мое) дамасским сталям не относятся.
Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3
Яндекс.Метрика